+7 495 120-32-46
Москва, ул. Котляковская д. 3, стр. 1
21 Mar 2019

Запуск дрона без нарушения законодательства

Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов малой массы до 30 кг постепенно регулируется, обрастая правовой и нормативной базой, что в конечном итоге должно привести к полному регулированию процесса запуска дронов с соблюдением всех норм безопасности и соблюдением законодательства. Мировая практика показывает, что урегулировать вопрос использование летательных аппаратов можно, причем весьма удачно. Российское законодательство имеет определенные наработки в данном направлении, учитывая опыт других стран и основываясь на международных нормах.

Запретная зона для полетов на коптерах

За основу взяты «Воздушный кодекс», вступивший в силу в 1997-м году, и Конвенция о международной гражданской авиации, принятая в 1944-м году. В результате в 2010-м году увидел свет основополагающий документ, а именно «Федеральные правила использования воздушного пространства». В нем регламентируются правила использования воздушного пространства различными летательными аппаратами, к которым и относятся беспилотные воздушные суда. Отдельно в документе разъясняется вопрос взаимодействия пилотов БПЛА и различными государственными структурами и ведомствами, имеющими отношение к использованию воздушного пространства, эксплуатации полетной техники и оформлении разрешений на проведение полетов.

«Правилами» предписано взаимодействовать владельцам дронов со структурой ЕС ОрВД (Единая системы организации воздушного движения). Заявки направляются посредством телефона или электронной почты. Поскольку организация имеет региональные представительства, всеми вопросами в курируемом регионе занимается региональное отделение, что упрощает процесс подачи заявки и получения разрешения хозяевам беспилотников.

Однако в «Правилах» имеется пункт 49, который необходимо учитывать. В нем речь идет о предоставлении муниципалитетам и другим структурам особых полномочий по выдаче разрешений. В зависимости от региона могут ужесточаться правила выдачи разрешений. Это связано с нахождением в населенном пункте или рядом с ним особых исторических памятников, важных государственных и других объектов, полет вблизи которых запрещен, а в большинстве случаев запрещена и их съемка.

ЕС ОрВД вводит временные ограничения на запрет использования воздушного пространства владельцами частных беспилотных аппаратов в зонах проведения мероприятий по обеспечению национальной и общественной безопасности. Приказ №171 от 27 июня 2011 года содержит в себе четкие требования, предъявляемые к лицам, занятых в воздушном движении в подобных ситуациях.

Ограничительные меры или запрет выносятся ЕС ОрВД на время проведения в определенном районе антитеррористических и других операций силовыми структурами, при ликвидации последствий ЧС или при проведении военных учений. Как правило, при проведении таких мероприятий привлекается авиация, что и требует наложение запрета на запуск беспилотников в целях безопасности.

При проведении запланированных операций на местности со стороны ведомства, планирующего мероприятие, подается уведомление в ЕС ОрВД. Практика показывает, что такой механизм работает исправно, поскольку со стороны владельцев дронов не было создано угроз для жизни и здоровья людей, участвующих в проведении мероприятий. Что касается непредвиденных чрезвычайных ситуаций, то и здесь не зафиксировано случаев, когда частное лицо со своим беспилотным аппаратом мешало бы работе. Процесс подачи информации при ЧС также отработан, поскольку данные оперативно передаются в ЕС ОрВД.

Ответственность за полет в запретной зоне

Несколько слов стоит сказать о полном запрете использования дронов на некоторых территориях. «Неполетные» зоны – это аэропорты, важные государственные и военные объекты, исторически важные объекты культурного наследия, производственные зоны, места с ограничением на прохождение на территорию и т.д. Несмотря на то, что ПО для дронов DJI имеет информацию о запретных зонах, пилот может оказаться в запретной зоне. Это может привести к потере воздушного транспорта и наложению административных и уголовных (в особо тяжелых случаях) санкций. Подобные случаи регламентируются п.29 «Правил» и Приказом Министерства транспорта №451 от 17.12.2018г.

П. 34«Правил» и Приказ №452 устанавливают запрет на полеты в тех зонах, где проводятся стрельбы, осуществляются работы со взрывчатыми веществами или проходят атмосферные исследования. Но что делать, если действительно есть неотложная необходимость на проведение полета? В исключительных случаях можно получить разрешение, но, согласно п.40 «Правил», обращение придется направлять в организацию или ведомство, проводящее работы на интересуемой пилота территории.

В каких случаях можно получить разрешение на полет в запретной зоне? В случаях, когда использование беспилотных полетных систем применяется в профессиональной деятельности: проведение археологической разведки, картографирование местности для строительных организаций, дистанционное зондирование и т.п.

К сожалению, несоблюдение требований превращается в частую практику. Об этом говорит статистика. За последние годы официально зарегистрированные нарушения относительно полетов в запретных зонах увеличилось за два года втрое. Это объясняется нежеланием получать разрешение и незнанием законов при стремительно растущей популярности беспилотного воздушного транспорта. В такой тревожной ситуации успокаивает тот факт, что никаких серьезных последствий нарушения полетных зон не привнесли. Но это пока.

Чтобы обеспечить безопасность проведения мероприятий во временно запрещенных для частного транспорта воздушных зонах, Госдума готовит к внесению поправки в законодательство, дающее силовым ведомствам широкие полномочия при вынесении ограничительных мер в воздушном пространстве.

Теперь при пресечении попытки проникновения в закрытую зона летательного аппарата представители силовых ведомств могут сбивать дроны и изымать у нарушителей, причем владельцы не смогут через суд получить компенсацию за испорченный или конфискованный летательный аппарат. Специалисты в области права утверждают, что необходимо вводить поправки в административный и уголовный кодексы, чтобы нарушителя можно было привлекать к ответственности. В современном законодательстве есть соответствующие статьи, но они не до конца доработаны и имеют пробелы.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий


Информация, представленная на страницах данного сайта, носит исключительно ознакомительный характер
и ни при каких обстоятельствах и условиях не может считаться публичной офертой,
подпадающей под положения ст. 437 Гражданского Кодекса РФ.