+7 495 120-32-46
Москва, ул. Котляковская д. 3, стр. 1

С 4 июля 2016 года не нужно регистрировать беспилотники, вес которых меньше 30 кг

Распространение беспилотной гражданской техники остро ставит вопрос перед государством по поводу законодательного регулирования покупки и использования гражданских БПЛА. Не могли пройти мимо этого вопроса и российские государственные органы, тем более, что количество беспилотников самого различного типа в распоряжении наших граждан и организаций каждый год увеличивается в огромных масштабах.

Работа над федеральным законом (в нынешнем варианте, федеральный закон № 291-ФЗ “О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации”) шла не один год, и вокруг него было сломано немало копий, а каждое заинтересованное ведомство хотело внести в проект свои запретительные и/или регулирующие меры. Наконец, 4 июля 2016 года Президент РФ В.В. Путин подписал окончательный вариант закона, в котором для многих владельцев БПЛА, пожалуй, самым главным было решение освободить от обязательной регистрации и сертификации модели летательных аппаратов, вес которых ниже 30 кг.

Да и в целом, современная версия законодательного акта оказалась несколько мягче, чем то, что предлагали авторы проекта и заинтересованные группы. Если бы им удалось протащить жесткий вариант закона, то даже покупателям детских радиоуправляемых моделей и авиамоделистам пришлось бы обращаться в соответствующие структуры для регистрации и сертификации своих БПЛА.

А что в других странах?

Некоторые могут подумать, что подобный закон уникален и есть только в России, однако в действительности наша страна действует в рамках международной тенденции. Многие страны, где разрешена продажа и эксплуатация гражданских беспилотников, уже столкнулись с рядом проблем, включая аварийные ситуации в воздухе, нарушения права на частную жизнь и даже травмы и смертельные случаи от неправильной эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Наиболее известные случаи: инцидент в аэропорту Хитроу, где лайнер чуть не столкнулся с БПЛА, приземление коптера на территории Белого дома в Вашингтоне, а также приземление беспилотника с радиоактивными материалами из Фукусимы на крыше резиденции японского премьер-министра и многие другие случаи. С учетом угрозы терроризма, а также использования беспилотников в криминальных целях правительства ряда стран, а также сами производители стали склоняться к ограничению использования БПЛА в гражданских целях.

Европа

В Европе, где прослеживается стремление к унификации всего и вся (по крайней мере, в ЕС), наблюдается более или менее схожая картина в области законодательства, регулирующего эксплуатацию БПЛА. Хотя общесоюзных норм и рекомендаций Еврокомиссии не существует, большинство европейских стран принимали и принимают комплекс законодательных мер, которые в той или иной степени совпадают или очень близки в требованиях.

В большинстве стран регулирование вопросов эксплуатации БПЛА передано авиационным властям (например, в Ирландии и Великобритании этим занимаются соответствующие управления авиации). В ряде случаев запретительные нормы европейских стран даже жестче, чем в России. Это касается, например, ограничений по весу БПЛА. В уже упоминавшейся нами Ирландии владельцы всех беспилотников весом более 1 кг должны зарегистрировать их в Управлении авиации (IAA).

Законы большинства европейских стран запрещают или ограничивают полеты беспилотников в местах скопления людей, в городской черте или над частными владениями. Нельзя использовать беспилотники вблизи аэропортов и стратегических объектов. Если вы отправляетесь в поездку в одну из европейских стран вместе со своим коптером или другим БПЛА, крайне рекомендуем ознакомиться с местными нормами в отношении всего круга вопросов эксплуатации летательного аппарата.

США и Канада

В Северной Америке законодательство более разнообразное: менее жесткое в Канаде и, напротив, чрезвычайно репрессивное в США. Для сравнения, в Канаде можно приобрести беспилотник для развлекательных целей и не регистрировать его. Обращаться в соответствующие органы канадцу придется только в том случае, если он собирается использовать БПЛА для бизнеса или иных серьезных целей. Наконец, если аппарат будет весить больше 25 кг, то будущему пилоту придется пройти обучение и получить лицензию. Есть и некоторые другие ограничения (по возрасту и т.п.), но они не столь обременительны, как в США.

В Соединенных Штатах законодательство формировалось на волне страха перед террористическими атаками и на основе негативного опыта происшествий с летательными аппаратами. Видимо, поэтому власти США обязали всех владельцев беспилотников зарегистрировать их на сайте Федерального управления авиации. Стоит такая процедура всего пять долларов, чего не скажешь о штрафе для уклоняющихся от выполнения закона. Для нарушителей он составит 27 тысяч долларов. Однако надо учитывать и то, что штаты имеют право самостоятельно вносить ряд ограничение в региональное законодательство, поэтому следует внимательно относиться к этому вопросу.

Формирование положений закона о БПЛА в России

Появление отечественного законодательного акта отразило сразу несколько факторов. С одной стороны, желание развивать и гражданскую беспилотную авиацию (и не только) в стране, стремление идти в ногу со времени, а с другой, опасения различных структур и желание запретить и/или зарегулировать многие аспекты эксплуатации гражданских БПЛА. Этим и объясняются крайне острые споры как в самой Думе, так и за ее пределами вокруг конкретных положений закона. В стране колоссальными темпами растет количество беспилотников на руках населения и различных организаций. Никто не застрахован от несчастных случаев и даже криминала, однако даже в вопросе регулирования необходимо соблюдать меру.

Причины появления правительственного законопроекта

В России пошли почти тем же путем, что и законодатели других стран. В стране имеются национальные авиационные власти и даже собственный Воздушный кодекс, принятый еще в 1997 году. Однако два десятилетия назад беспилотной гражданской авиации еще не было, поэтому положения кодекса уже в ряде случаев устарели. У властей также появилась идея учесть все БПЛА на руках у населения и различных структур. Здесь присутствовали и соображения безопасности, так как проблема терроризма существует и в нашей стране.

Подготовкой материалов к будущему закону занималось Министерство транспорта, которое разработало поправки в существующий Воздушный кодекс. Работа была закончена в марте 2015 года, а разработчиками были предложены следующие поправки в Воздушный кодекс:

  • декларировалась обязательная аттестация операторов БПЛА (у авторов БПЛА назывались “экспериментальной авиацией”);
  • вводилась обязательная сертификация для операторов БПЛА с выдачей соответствующих документов;
  • предлагалось подготовить программы обучения операторов БПЛА.

Никаких ограничений по параметрам БПЛА не вводилось. Правительство в середине марта того же года рассмотрело предложения Министерства транспорта, одобрило их и передало проект закона в парламент.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

Депутаты в дискуссиях вокруг нового закона обсудили целый ряд концептуальных вопросов, без которых невозможно было четко сформулировать положения закона:

  • что такое БПЛА,
  • кто является пилотом/членом экипажа БПЛА (не столь праздный вопрос, как кажется на первый взгляд),
  • что делать в случае аварии БПЛА и т.д.

Поскольку в Воздушном кодексе по понятным причинам этих концептуальных определений не было, следовало их внести в теоретическую часть. Однако в ходе дискуссий уже в ходе третьего чтения стали появляться чрезвычайно жесткие формулировки, впоследствии так возмутившие заинтересованную общественность. Например, предлагалось, чтобы регистрировались все летательные аппараты весом от 250 грамм. Также депутаты хотели заставить операторов БПЛА согласовывать маршруты полетов с авиационными властями и другими заинтересованными структурами, а также заставить регистрировать все импортируемые в Россию БПЛА. Был ряд и других норм, которые создавали массу сложностей для авиамоделистов и даже для простых покупателей детских радиоуправляемых моделей.

В ходе дебатов предлагалось поручить регистрацию аппаратов ФСБ, однако этот вопрос не был четко проработан. Кроме того, поднявшаяся волна общественного негодования по поводу слишком жестких норм будущего закона побудили власти изменить свой подход к нормам Воздушного кодекса в этой части.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Хотя Президент РФ в декабре 2015 года подписал закон, прошедший все процедуры чтения в Думе, однако вскоре выяснилось, что он не только не устраивает вполне законопослушных граждан, и банально не проработан в деталях. Более того, целый ряд крайне важных вопросов оказался просто без внимания авторов закона и самих депутатов. Имелся в виду порядок регистрации и учета БПЛА и даже санкции по отношению к нарушителям закона.

Некоторые предлагали, чтобы эти вопросы были учтены в дополнительных подзаконных актах Правительства, однако и тут все сложилось непросто. Получилось, что уже принятый закон не может работать, так как его попросту невозможно выполнять из-за отсутствия важных инструментов. Депутаты вынуждены были заново рассматривать поправки к Воздушному кодексу и принять в июле 2016 года гораздо более либеральный закон. Отныне владельцы БПЛА, приобретающие аппарат легче 30 кг, не должны были проходить процедуру сертификации и регистрации, а также не обязаны были проходить обучение и получать “корочки” пилота.