+7 495 120-32-46
Москва, ул. Котляковская д. 3, стр. 1

Радиоуправляемые модели всегда вызывали огромный интерес у детей и взрослых, однако с появлением гражданских БПЛА в виде мультикоптеров количество подобных устройств стало расти немыслимыми ранее темпами. Снижение цен на конечную продукцию привело к тому, что на руках у населения развитых стран находятся сотни тысяч БПЛА разного типа. А кое-кто обзаводится целым парком мультикоптеров.

Как и в любом другом деле, в вопросе эксплуатации беспилотников требуется обучение, овладение мастерством пилотирования (пусть требования и ниже, чем к пилоту настоящего самолета), а также соблюдение хотя бы элементарных правил безопасности. Практика показывает, что соблюдать правила безопасности необходимо не только в воздухе (при управлении машиной), но и на земле, когда оператору необходимо выполнять какие-либо манипуляции с летательным аппаратом. Ошибки, невнимательность или обычное для наших граждан "авось" становятся причинами травм и даже смертельных случаев.

Общие правила безопасности

После покупки нового БПЛА изучите инструкцию и законодательствоСоблюдение простых правил безопасности в любом деле не представляет большой сложности, хотя этот вопрос почему-то бывает неясен для значительного количества россиян. Если вы хотите избежать проблем со здоровьем, а то и с законом, следуйте этим простым правилам, и дрон станет для вас настоящим увлечением и принесет массу приятных эмоций и открытий, а не разочарования. Это примерно, как если бы вы решили перейти от "мыльницы" к более или менее приличной "зеркалке", которая, в отличие от первой, требует соблюдения определенных правил при съемке и некоторого знания теории. В ином случае владение даже самым "навороченным" гаджетом приносит владельцу одни разочарования.

Первое, на что следует обратить внимание всем новоиспеченным владельцам дронов, это инструкция к аппарату. Далеко не все внимательно изучают этот полезный документ (в случае с рядом моделей таких инструкций может быть больше: к камере, к батарее и самому летательному аппарату). Во-вторых, рекомендуем познакомиться с законодательством страны (соответствующими разделами "Воздушного кодекса"), чтобы избежать в перспективе проблем с законом. Помните, что не знание закона не избавляет вас от ответственности. Не случайно, за рубежом, где аналогичное законодательство принималось почти одновременно с российским, ряд магазинов, продающих мультикоптеры и другие типы БПЛА, сразу же предупреждают покупателя о требованиях закона. К тому же, изучение совершенно скоромного по объемам массива правовой информации позволит вам закрепить свои знания в области техники безопасности.

Третья, и очень важная, рекомендация. Покупая мультикоптер или иной летательный аппарат, вы уже заранее должны думать как о своей безопасности, так и безопасности окружающих. Ими могут быть не только родственники или друзья, но все, кто потенциально может оказаться в зоне полетов вашего дрона. Ваши развлечения или профессиональная деятельность не должны представлять угрозу здоровью, жизни и имуществу других людей. Разумеется, следует заботиться и о безопасности себя любимого. То есть, представьте, что вы купили транспортное средство (мотоцикл или автомобиль), для которого существуют ПДД и другие правила эксплуатации.

В-четвертых, важно уделять большое внимание изучению техники пилотирования и регулярным тренировкам. Многим новичкам порой кажется, что управлять дроном - это почти то же, что управлять каким-нибудь велосипедом, то есть несложно. Конечно, если вы купили простую радиоуправляемую игрушку ценой максимум в пару-другую тысяч рублей, то, вероятно, управлять ей будет сравнительно легко, хотя и потребует некоторых тренировок. Но пилотирование серьезного мультикоптера, а тем более стоимостью, в раз десять превышающей стоимость детской радиоуправляемой модели, требует серьезного подхода. Здесь на начальном этапе помогут несколько методов. Во-первых, все та же инструкция - читайте и изучайте свою машину до малейших тонкостей. Это поможет не только в обычной ситуации. Во-вторых, используйте по возможности различные курсы пилотирования (можно найти и бесплатные). В-третьих, используйте симуляторы пилотирования (программы могут быть уже установлены на вашей модели или их можно скачать).

Предполетная подготовка

Предполетная подготовка мультикоптераКаждый летательный аппарат, независимо от его сложности и назначения, всегда проходит предполетную подготовку на земле. Проверяется работа всех его систем, происходит заправка перед полетом и т.п. Конечно, мультикоптер нельзя сравнить с самолетом, но относиться к его предполетной подготовке следует очень серьезно, иначе вы рискуете в лучшем случае повредить машину. До начала полета следует изучить состояние всех элементов: состояние батарей, подключения всех кабелей, работу всех электронных систем и ПО. О нормальном состоянии говорит тот факт, что даже при отклонении ручки газа наполовину, машина без труда поднимается в воздух. Если есть хотя бы малейшее отклонение от нормы или подозрение на проблемы, полет следует отложить до более благоприятного случая.

Не включайте сразу же сам мультикоптер. До этого следует проверить состояние передатчика и включить его первым. Ручка управления газом должна находиться в нулевом положении. После этого должен включиться усилитель диапазона (range extender). Когда все это сделано, и результат нормальный, включайте сам дрон. После включения питания БПЛА пусть пройдет 1-2 минут, чтобы загрузилось ПО, а машина смогла найти навигационные спутники. Чтобы полет проходил нормально, дрон должен спокойно ориентироваться по спутникам (GPS/ГЛОНАСС).

Этот этап важен и в другом отношении. Если дрон не сможет поймать все необходимые спутники, то возникнет проблема с его возвращением, ведь на старте машина должна зафиксировать точку возвращения (ее, конечно, можно поменять в полете, однако и тут без спутников не обойтись). Если БПЛА поймал требуемое количество спутников, можно приступать к следующему этапу подготовки: фиксации состояния и снятию блокировки пропеллеров. Это последний момент, после чего можно начинать полет.

Что делать, если дрон не смог поймать спутники навигации? Тогда потребуется перезагрузка программного обеспечения и повтор процедуры поиска спутников, а также проверка точки возвращения. Не следует пренебрегать этим вопросом, так как это не только может стать причиной потери дрона, но и привести к серьезным последствиям (столкновениям с различными объектами, травмам и потерям имущества). Если есть подобные проблемы с навигацией, то это не может рассматриваться в качестве форс-мажорной ситуации, то есть любой инцидент в таком случае будет целиком рассматриваться, как несчастье, произошедшее по вашей вине.

Когда полет закончен, то наступает этап действий на земле. После приземления машины следует сначала отключить коптер и только после этого выключайте передатчик (то есть, действия в обратном порядке по сравнению с предполетной частью). Если вам требуется протестировать или перенастроить дрон, то еще перед включением обязательно снимите пропеллеры. В ином случае вы можете спровоцировать травму или тяжелые увечья либо самому себе, либо кому-то из присутствующих. Ни в коем случае не берите в руки дрон, если не уверены, что он полностью отключен от питания.

Общие правила пилотирования

Научитесь сначала управлять простым дрономЕсли вы только-только решили купить настоящий мультикоптер, то следует понять, что управление им - не такое простое занятие. Боитесь на первых порах попасть в аварию и сломать дорогую "игрушку"? Потренируйтесь на пилотировании небольших, дешевых моделей. Общие принципы пилотирования там такие же, как и на больших моделях. К тому же, маленькие модели изготавливаются из легкого пластика (рама и пропеллеры), в то время как для больших моделей для их прочности и износоустойчивости производители предпочитают использовать стекловолокно, карбон и другие подобные материалы. Да, они очень практичны и защищают электронику дрона от повреждений и увеличивают срок эксплуатации машин, однако одновременно они же травмоопасны. Новичок может допустить ошибку при пилотировании или пренебречь правилами безопасности на земле, и в результате, это повлечет травму или другие опасные последствия. Фотографий на эту тему можно найти множество.

Важной частью современного мультикоптера является его "мозг" - полетный контроллер. Следует хорошо изучить возможности полетного контроллера своего дрона и основные рекомендации по работе с ним. Последние модели DJI получили улучшенные версии полетных контроллеров, которые невероятным образом повысили эффективность эксплуатации дронов. Но даже самый изощренный "мозг" коптера имеет (впрочем, как и ваш) определенные ограничения. Полетный контроллер взаимодействует с пультом управления и другими важными элементами. Внимательно изучите работу пульта во взаимодействии с полетным контроллером: какие команды он может выполнять, какие интеллектуальные режимы полета имеются и т.п. Но начните с самого простого. Научитесь пилотировать дрон в безопасном режиме (таковой часто имеется в моделях DJI), освойте пульт и посмотрите, как ведет себя дрон. Только потом переходите к более сложным приемам пилотирования.

DJI и другие производители дронов оснащают свои модели самым свежим ПО, но при этом постоянно обновляют приложения, расширяющие функции самого дрона и/или его отдельных элементов. Не жалейте время на обновление прошивки дрона и пульта управления. Это позволит вам не только сделать машину более умной и эффективной, но и расширит ваши возможности, добавит больше эмоций и новых открытий. А кроме того, новые обновления делают пилотирование еще более безопасным.

Не забывайте об уровне заряда батарей вашего дронаНе забывайте, что ваш дрон работает от аккумуляторов, которые имеют свойство разряжаться. Помните о том, что безопасная эксплуатация аппарата также зависит от понимания вами реальных возможностей всей летающей платформы. Емкость батарей в данном случае будет определяющим фактором. Не пытайтесь экспериментировать в данном направлении. Снижение уровня заряда батареи дрона может грозить аварией с непредсказуемыми последствиями. Хотя DJI сегодня выпускает умные модели машин, которые при снижении заряда аккумулятора могут вернуться к оператору автоматически, рисковать все же не следует.

Соблюдайте элементарные нормы и требования к безопасности полетов. Во многих странах запрещается запускать дрон рядом с людьми или над толпой. Это не случайно. Если вы считаете себя уникальным пилотом, асом в некотором смысле, то это не значит, что любые ваши рискованные действия закончатся благополучно. Вы управляете машиной, чье поведение не всегда можно предугадать. В конце концов, могут возникнуть неожиданные обстоятельства, внешние по отношению к БПЛА. Наконец, никто не может быть застрахован от ошибок. Соблюдайте безопасное расстояние между вашей машиной и окружающими. Последствия ошибок операторов бывают печальными и уже, даже в нашей стране, заканчиваются как минимум судебными исками. Старайтесь контролировать не только сам дрон и держать его в поле зрения, но и следите за перемещениями людей вокруг вас.

При пилотировании не исключены аварии и неожиданные посадки аппарата. Если такое произошло, не кидайтесь сразу же к дрону и не хватайте его руками, не ищите проблему. Убедитесь, что коптер выключен, или набросьте на пропеллеры что-то вроде плотной тряпки или полотенца, чтобы защитить себя и других от травм в случае неожиданного запуска пропеллеров. Только отключив питание дрона, приступайте к осторожному осмотру машины и разбирайтесь в причинах аварии.

Мы постарались изложить основные рекомендации и правила безопасности. Невозможно в одной небольшой статье рассказать обо всем и привести множество примеров из практики владельцев. Читайте сами, изучайте свою технику и инструкции к ней, общайтесь на форумах и летайте без аварий.